Жалобу в прокуратуру можно подать по любым фактам нарушения закона

Когда можно и нужно подавать жалобу в прокуратуру 

Прокуроры не вправе осуществлять правосудие, разрешать гражданский спор вместо суда. Однако по любому факту нарушения закона или прав граждан будет назначена проверка, принято решение о вынесении представлений, возбуждении административных или гражданских дел. Подать жалобу в прокуратуру можно по следующим основаниям:

  • нарушение трудовых прав – невыплата зарплаты или нарушение сроков ее выплаты, незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности, дискриминация при приеме на работу, нарушением прав беременных и лиц с семейными обязательствами, иные нарушения;

  • нарушение процессуальных прав при расследовании административных и уголовных дел, незаконные действия и решения следователей, дознавателей, приставов;

  • нарушения закона в сфере здравоохранения – отказ в предоставлении медпомощи, поборы при оказании бесплатного лечения, отказ выдать бесплатные лекарства и т.д.;

  • нарушения в сфере санитарного благополучия, прав потребителей – обман в магазине, продажа товаров без лицензий и разрешений, иные проступки;

  • нарушения в сфере жилищного законодательства – отказ в выделении жилья или постановке в очередь, завышение тарифов, несвоевременное отселение и т.д.;

  • нарушения в сфере защиты прав ребенка – задержки в удержании алиментов по месту работы, ненадлежащее исполнение родительских прав, отказ принять ребенка в детский сад или школу, иные нарушения.

Это далеко не полный перечень вопросов, которые входят в компетенцию органов прокуратуры. Даже если прокурор не уполномочен рассматривать требования, изложенные в жалобе, он обязан направить запрос в компетентные органы для разрешения по существу.

Как подать жалобу в прокуратуру

Жалобу прокурору можно подать на личном приеме (в рабочие дни), в письменном виде через канцелярию или по почте, через интернет-ресурсы. При личном обращении специалист прокуратуру сможет сразу оценить содержание документов, рекомендовать дополнить содержание жалобы. Также прокуроры проводят выездные проверки и приемы граждан, на которых допускается подача жалоб.

Подавать жалобы можно на трех уровнях:

  • в районную прокуратуру
  • в прокуратуру субъекта РФ
  • Генеральному прокурору РФ

Также в России действуют специализированные прокуратуры, уполномоченные рассматривать обращения только в отдельных сферах – транспортная, военная, природоохранная прокуратура, а также прокуратура по надзору за исполнением наказаний.

Есть ряд особенностей для подачи жалобы прокурору через интернет. Сделать это можно на сайте районного или регионального прокурора, либо на портале генеральной прокуратуры. При подаче онлайн-жалобы нужно сразу классифицировать темы обращения, так как они группированы по отдельным разделам:

  • общая тема, т.е. обращение к прокурору по любому нарушению закона
  • вопросы, связанные с борьбой с коррупцией
  • нарушения в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности
  • нарушения по вопросам незаконного игрового бизнеса
  • сообщения о незаконном распространении наркотических средств
  • жалоба по вопросам экстремизм

Указанные специальные темы находятся под особым контролем прокуратуры, поэтому жалобы по ним подаются со специальной отметкой.

При заполнении электронной формы жалобы нужно указать:

  • статус заявителя (гражданин или юридическое лицо)
  • личные и контактные данные заявителя, в том числе телефон (при рассмотрении жалобы прокурор может вызывать на беседу для уточнения данных)
  • текст сообщения
  • прикрепленные документы и архивы объемом не более 5 Мб

Через сайт Генеральной прокуратуры РФ можно подать жалобу в любой орган на территории всех субъектов РФ. Для этого нужно выбрать нужное учреждение на странице https://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/. Также можно подать обращение на имя Генерального прокурора России. После подачи жалобы будет присвоен идентификационный номер ID, по которому можно контролировать сроки рассмотрения.

Последствия рассмотрения жалобы

Общий срок рассмотрения жалоб в прокуратуре составляет 30 дней. При возникновении угрозы жизни или здоровья человека, иные серьезных последствий, жалобы будет рассмотрена в порядке немедленного реагирования (в срок до 3-х дней). Не будут рассматриваться только анонимные жалобы, либо при их подаче с нарушением компетенции.

Должностные лица прокуратуры вправе:

  • вызывать на дачи пояснения руководителей и специалистов любыз коммерческих структур, государственных и муниципальных учреждений, органов власти
  • направлять запросы, обязательные к исполнению
  • выносить представления об устранении нарушений закона
  • проводить выездную проверку
  • возбуждать административные дела по отдельным составам КоАП РФ, передать их для рассмотрения в су
  • подавать ходатайство о возбуждении уголовных дел в Следственный комитет. МВД или ФСБ
  • обращаться в суд для отмены нормативных и подзаконных актов, нарушающих интересы граждан
  • обращаться в суд в интересах граждан, которые не могут самостоятельно осуществлять свою защиту

Представление об устранении нарушений закона и прав граждан обязательно для исполнения. Прокурор вправе дать до 45 суток на исполнение представлений, после чего проводится дополнительная проверка. О любых мерах реагирования по жалобе уведомляется заявитель, в том числе при продлении сроков проверки.

Яндекс.Метрика

Данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 п.2 ГК РФ. © 2022 Все права защищены.